
Причины конфликтов в учебной среде
Причины конфликтов в образовательных учреждениях многообразны и могут быть сгруппированы следующим образом:
- Объективные причины — столкновение интересов, мнений и позиций участников учебного процесса, например, неожиданное поведение учеников, нарушающее ход урока, или субъективная оценка знаний, вызывающая недовольство.
- Социально-психологические причины — неправильное понимание друг друга, искажения информации, психологическая несовместимость учителя и ученика, различия в ценностях и мотивах, а также роль «фаворитов» и «нестандартных» учеников, что влияет на отношение коллектива.
- Организационно-управленческие причины — недостаток учебных ресурсов, неопытность педагогов, несоответствие методов обучения возрастным особенностям учащихся, формализм и несправедливость в оценке, завышенные требования к ученикам.
- Личностные причины — особенности характера, темперамента, эмоциональные реакции, а также негативный опыт общения в системе «учитель-ученик».
Кроме того, в студенческой среде к этим причинам добавляются социально-экономические факторы, информационная среда и экстремальные ситуации.
Виды конфликтов в учебной среде
Конфликты могут быть межличностными (между учениками, между учеником и учителем), групповыми (между классами, педагогическими коллективами) и внутренними (внутри личности ученика или педагога).
Методы разрешения конфликтов
Современная педагогика и конфликтология выделяют несколько ключевых методов управления конфликтами:
- Прогнозирование и предупреждение конфликтов
Важно выявлять потенциальные конфликтные ситуации заранее, используя методы моделирования, опроса экспертов и анализа учебного процесса. Предупреждение конфликтов снижает их негативное влияние на учебу и психологический климат. - Регулирование конфликта
Включает педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью ослабления напряжения и перевода конфликта в конструктивное русло. Этапы регулирования: признание конфликта, установление норм поведения, легитимизация конфликта, структурирование участников, ослабление и разрешение. - Стратегии поведения в конфликте
- Соперничество — наименее предпочтительная форма, ориентированная на победу одной стороны за счет другой. Часто приводит к эскалации конфликта.
- Уступка — временное решение, когда одна сторона идет на жертвы ради мира.
- Уход от конфликта — избегание проблемы, что не решает причины конфликта.
- Компромисс — взаимные уступки, позволяющие найти приемлемое решение.
- Сотрудничество — оптимальная стратегия, при которой стороны совместно ищут решение, удовлетворяющее интересы всех.
- Медиация
Привлечение нейтрального посредника — медиатора, который помогает сторонам выслушать друг друга и договориться. Медиация способствует восстановлению доверия и улучшению отношений в коллективе.
Практические рекомендации для участников учебного процесса
- Для учеников: учиться контролировать эмоции, слушать и уважать мнение других, анализировать причины конфликта, стремиться к диалогу и компромиссу.
- Для педагогов: развивать навыки эмоционального интеллекта, использовать методы активного слушания, создавать правила поведения и справедливую систему оценки, избегать публичных конфликтов, применять стратегии сотрудничества и медиации.
- Для родителей: поддерживать ребенка, сотрудничать с педагогами, избегать обвинений и эмоциональных реакций, участвовать в решении конфликтных ситуаций конструктивно.
Экспертное мнение и цитаты
Психолог и конфликтолог С. В. Колесникова отмечает:
«Решить конфликт конструктивно можно только тогда, когда все его участники придут к единому пониманию проблемы».
Известный лидер Мартин Лютер Кинг говорил:
«Человек должен разрешать все конфликты без мести, агрессии и расплаты, потому что корень всему – это любовь».
Влияние конфликтов на учебный процесс
Конфликты, если их не разрешать, негативно влияют на психоэмоциональное состояние участников, снижают мотивацию к учебе, ухудшают атмосферу в классе и могут привести к снижению успеваемости и росту агрессии. Поэтому управление конфликтами — важная составляющая педагогической деятельности.
Подобрали для вас список полезной литературы и источников по теме:
- Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Народное образование, 1995.
- Брюхова Н. Г., Кайгородов Б. В., Ю. В. Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика. Учебно-методическое пособие.
- Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Бойко М. С. и др. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки. — Минск: Медисонт, 2011.
- Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты.
- Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. пособие. — СПб: МАЛИ, 1993.
- Иванова Т. В., Ворошилова О. Л. Специфика проявлений коммуникативных особенностей студентов как фактор конфликтности в межличностном взаимодействии. Известия Юго-Западного государственного университета, 2023.
- Малышев И. В. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение психологического климата и снижение конфликтности в ученических коллективах. Страховские Чтения, 2023.
- Статья «Конфликтные ситуации в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (русскоязычное исследование с эмпирическими данными).
- Статья «Конфликты в образовательной среде» на портале BookOnLime.